Общенациональная Коалиция «Казахстан-2050» поддержала Лидера Нации

nurotan

27 января 2017года на объединенном заседании члены Общенациональной Коалиции «Казахстан-2050» поддержали Лидера Нации,единогласно выступив в поддержку инициатив Президента.

Руководители ведущих политических партий и общественных организаций страны подчеркнули, что предстоящие реформы открывают новую страницу в летописи Независимого Казахстана и направлены на дальнейшее эффективное развитие республики. Юридическое сообщество на заседании представлял председатель Казахстанского союза юристов Р.Ж.Мукашев.

Председатель Коалиции, Первый заместитель Председателя партии «НұрОтан» МухтарКул-Мухаммед подчеркнул, что модернизация политической системы, обнародованная Лидером Нации, направлена на укрепление государственности, оптимальное взаимодействие всех трех ветвей власти и повышение ответственности каждой из них.

На сайте газеты «Литер» опубликовано мнение председателя Казахстанского союза юристов Р.Ж.Мукашева, прозвучавшее на объединенном заседании Общенациональной Коалиции «Казахстан-2050».

           

Суть Президентской реформы:

полномочия и ответственность

 

Рахмет МУКАШЕВ, член рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, председатель РОО «Казахстанский союз юристов»: 

– Передача полномочий в Казахстане идет по уникальному сценарию. Изучая, анализируя международный опыт, я не нашел ни одного прецедента, чтобы действующий глава государства, тем более при условии сохранения президентской  формы правления, делегировал в таком большом объеме свои полномочия другим ветвям власти.

Считаю, что это очень прогрессивное решение. Работа над конституционной реформой в Казахстане продолжается постоянно. Предложенные Президентом преобразования являются логическим продолжением этой работы. Рабочей группой, которая занимается подготовкой нормативно-правовой основы конституционных реформ, проводился анализ действующего законодательства, а также изучались возможные изменения и дополнения в нашу Конституцию. Было изучено порядка 300 действующих нормативно-правовых актов, в том числе 11 конституционных законов, а также 20 кодексов, проанализирован огромный массив законодательных актов.

В результате сформированы предполагаемые изменения Основного закона страны по трем направлениям. Первое направление предусматривает передачу полномочий Главы государства Правительству и Парламенту, и в первую очередь – Мажилису Парламента. Планируется передача около 40 полномочий, прописанных в действующей Конституции, органам законодательной и исполнительной власти.

Реформы предусматривают, что государственные программы, которые раньше утверждались Президентом, а также программы социально-экономического развития на определенные периоды, которые также утверждал Глава государства, теперь будут утверждаться Правительством по согласованию с Мажилисом. Думаю, что это очень большой шаг к повышению ответственности, как Правительства, так и Парламента, которые, в конечном счете, буду отвечать за реализацию госпрограмм.
Второе направление реформ касается назначения и освобождения от должностей членов Правительства. Основная новелла: Правительство слагает свои полномочия только перед вновь избранным Мажилисом. Действующим же Основным законом предусмотрено, что Правительство слагает полномочия перед избранным Главой государства. Тем самым также повышается роль Мажилиса. И здесь же важно отметить, что члены Правительства – министры будут назначаться Правительством по согласованию с Мажилисом. То есть профильные комитеты палаты будут обсуждать кандидатуры министров, давать свои заключения, Мажилис в целом будет давать согласие по той или иной кандидатуре, и затем назначение министра утверждается на заседании Правительства. Главой государства утверждаются только две кандидатуры министров, входящих в состав Правительства, – министры иностранных дел и обороны.

Также будут внесены изменения в Конституцию в части полномочий Президента принимать указы, имеющие силу закона. Эта норма есть в действующей Конституции, и она была эффективна на определенном этапе развития государства. Это был важный позитивный элемент в государственном строительстве, который сыграл большую роль в проведении правовых, социальных и экономических реформ. Например, в транзитный период были приняты указы Президента, имеющие силу закона, которые были крайне необходимы в связи с переходом к рыночным отношениям. Теперь же сделан вывод, что в таких полномочиях Главы государства больше нет необходимости, потому что Парламент и Правительство будут проводить работу по реформированию законодательства.
Согласно предложенным конституционным реформам, у Президента остается право законодательной инициативы, а также обращения в Конституционный совет по тем или иным вопросам, связанным с принятыми нормативно-правовыми документами. Таким образом, Президент становится верховным арбитром между ветвями власти. И эту деятельность верховного арбитра он будет осуществлять, обладая достаточными полномочиями согласно Конституции. При этом вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности страны остаются исключительной прерогативой Главы государства.

В рамках третьего направления реформ предусматривается усиление роли Конституционного совета, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и ее подразделений на местах. При этом Верховный суд наделяется правом рассмотрения по своей подсудности уголовных дел. Кроме того, конкретизируется роль и место Генеральной прокуратуры.

Надо отметить, что в своем Обращении Глава государства предложил провести по указанным реформам всенародное обсуждение. Все предложения будут аккумулироваться и систематизироваться рабочей группой, которая по итогам анализа этих предложений подготовит доклад Главе государства. И далее, как четко обозначено в Обращении Президента, изменения и дополнения в законодательство Парламент рассмотрит в течение текущей сессии.