Повышение статуса юриста через изменения в Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

?????????????????????????????????????????????????????????

Серьезную дискуссию в среде практикующих юристов вызвало обсуждение инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан о внесении изменений Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Суть предлагаемых изменений заключается в увеличении минимального количества членов палаты юридических консультантов с пятидесяти до трехсот, объединения всех палат консультантов в единую Республиканскую палату и обязательном присоединении консультантов к единой информационной системе юридической помощи.

Заявленные новации в профильное законодательство ожидаемо вызвали критику и бурную негативную реакцию со стороны недавно созданных палат юридических консультантов и некоторых крупных объединений юристов.   Невольно вспоминается не менее резкая реакция «элитной юридической публики» при обсуждении проекта указанного закона в конце 2017 года. Немало юридической патетики, остроумия и профессиональной риторики вылилось тогда в битве за отказ от какого-либо регулирования частной юридической практики. Тогда мы слышали почти те же самые доводы противников, что и сегодня: «свободный рынок сам отсеет недобросовестных юристов», «государство нас  зарегулирует и «возьмет на карандаш» каждого,  а неугодных изгонят из профессии».

И что мы видим на сегодняшний день, кроме того, что частная юридическая практика в стране наконец стала обретать цивилизованные черты? А то, что среди многотысячной армии юристов реальную юридическую помощь населению в стране оказывают на самом деле не больше 10 тысяч человек. Все они теперь объединены в добровольные профессиональные объединения, введен специальный порядок для допуска к оказанию юридической помощи в гражданских судах. Теперь уже недостаточно только наличия диплома, уже имеет значение наличие реальных знаний и опыта чтобы доверить юристу судьбу отдельно взятого человека. И это абсолютно обоснованно и оправдано.

До принятия обсуждаемого закона безответственность юриста если не поощрялась, то во всяком случае никак не наказывалась, все зависело только от личных моральных правил лица, оказывающего услугу. Отсюда многочисленные случаи жалоб на некачественно оказанную, либо вовсе не оказанную юридическую помощь.  При этом потребителю юридических услуг было непонятно куда обратиться с жалобой, кто может помочь обманутому гражданину.

С принятием Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года №176-VI «Об адвокатской деятельности и оказании юридической помощи» мы сняли основную часть вышеназванных проблем и теперь уже необходимость принятия закона никем не оспаривается. В короткие сроки было создано чуть меньше девяноста палат юридических консультантов, львиная доля которых приходится на столицу и г. Алматы.  В наиболее крупных палатах началась работа по повышению квалификации юристов, обобщается юридическая практика, работают дисциплинарные комиссии. Уже есть факты исключения из палат по отрицательным мотивам за доказанные факты ненадлежащего оказания услуг гражданам, что естественным образом повышает уровень ответственности и добросовестности исполнения услуг консультантами.

 При этом никакого давления на практикующего юриста со стороны курирующего министерства не наблюдается, так и не началась «охота на ведьм», которую так боялись независимые юристы. Кроме положительного эффекта от объединения профессионалов и повышения статуса юриста, негативных последствий, как видим, не наступило.

Да, Закон на сегодняшний день не совершенен, многие новации нужно было опробовать на практике, чтобы понять слабые места и огрехи.  Практика, как известно – критерий истины. Так, к примеру численность палаты в 50 человек, установленная Законом оказалась недостаточной и понять это можно было только на опыте. Действительно, такое минимальное число членов палаты не позволяет в полной мере обеспечить материальную базу и техническую оснащенность палат. Небольшие членские взносы, да еще и при неизбежных просрочках и неуплатах, окупают разве что аренду помещений и заработную плату минимального персонала. Многие палаты не имеют даже обязательного информационного интернет-ресурса, установленного статьей 89 Закона.  Что уже говорить о курсах повышения квалификации, методической помощи членам палат, представлении и защите их профессиональных интересов в местных и центральных государственных органах.

В этой связи абсолютно обоснованно увеличение минимального количества членов палат до 300-х человек. Укрупнение добровольных объединений юристов, отсеивание временных и «слабых» палат —  это закономерность, к этому мы можем конечно прийти и эволюционным путем, однако  время при этом будет играть не в нашу пользу. Стимулирование этого процесса, вот одна из задач обсуждаемых изменений в Закон.

Улучшение профессионального климата, интеграция ведущих юристов страны, создание условий для обмена успешным опытом, это то, к чему мы должны стремиться в идеале.

Отдельные споры также вызывает вопрос объединения всех палат юридических консультантов в единую Республиканскую палату. Следует признать, что создание палат, их развитие и рост конкуренции должны были привести к закономерному сближению интересов выработки единых принципов деятельности и регулирования.  Напротив же, постоянные «перетоки» юристов из одной плату в другую с менее строгими требованиями для вступления или более низкими взносами влекут к постепенному снижению требований у всех палат в борьбе за количество членов.  Пресловутый саморегулируемый рынок, вместо роста профессионализма ведет к неизбежной профессиональной деградации. Добровольного консолидирования палат ожидать, к сожалению, не приходится. Слишком много противоречий и слишком мало объединяющего между регионами и уровнями развития каждой палаты.

В такой ситуации решение проблемы возможно только через нормативное стимулирование объединения. Создание Республиканской палаты ввиду этого, ход вынужденный, но необходимый.

Если обратится к опыту зарубежных стран  можно отметить, что в развитых системах права существует как правило одна саморегулируемая независимая организации объединяющие юристов и ассоциации  практикующих в суде адвокатов. К примеру, в Великобритании регулированием деятельности юристов занимаются две профессиональные организации – Юридическое общество (The Low Society) и Корпорация барристеров (General Council of the Bar). При этом первая объединяет всех практикующих юристов, вторая же включает самых опытных юристов, обладающих правом выступления в судах.

Американская ассоциация юристов (American Bar Association) единое национальное объединение юристов США является крупнейшей юридической ассоциацией в мире и насчитывает около полумиллиона членов.  Ассоциация занимает важнейшее место в правовой системе США, устанавливает принципы профессиональной этики, участвует в процессе унификации законодательства, выступает с законодательными инициативами, дает заключения Президенту и Сенату США по вопросам  назначения и утверждении в должности федеральных судей, включая членов Верховного суда США, руководства  министерства юстиции и  федеральных обвинителей.

В настоящее время во Франции насчитывается около 180 адвокатских коллегий. На национальном уровне коллегии адвокатов объединяются в Национальный совет адвокатских коллегий (le Conseil national des barreaux). Данный совет представляет интересы адвокатского сообщества в органах власти и состоит из членов, избираемых адвокатами.

В «Основных  принципах, касающихся роли юристов», принятых Конгрессом ООН  в Гаване 27 августа-7 сентября 1990 года также отмечается, что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики, в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов. При этом задача по обеспечению надлежащей квалификации и подготовки юристов и знания ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом возлагается на Правительства и профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения.

Резюмируя ведущий мировой опыт и международные нормы можно сделать вывод, что наличие единой и авторитетной саморегулируемой системы и профессионального объединения юристов является залогом устойчивого повышения уровня оказания юридических услуг. Профессия юриста практически везде в мире обладает высочайшим статусом. Доступ к профессии обусловлен очень жесткими требованиями и ограничениями, нормы этики юриста и адвоката весьма строго регулируются и соблюдаются.

Национальные объединения юристов, кроме чисто практических задач по организации работы юристов выполняют еще и законотворческие и общественно-политические цели.

С этой точки зрения, задачи, стоящие перед обсуждаемой в настоящей статье законодательной инициативой, стоят очень важные. Конечная цель этих изменений в таком совершенствовании национального законодательства, которое в конечном счете приведёт к созданию сильного, авторитетного и независимого Национального объединения практикующих юристов. Такое объединение должно задавать единые стандарты профессионального качества и требований к юридическим консультантам. Стать местом консолидации идей и предложении о внесении изменений в профильное законодательство, представлять интересы всех палат юридических консультантов в центральных государственных органах и Парламенте страны.

Именно из высоких целей совершенствования качества юридических услуг, повышения статуса юриста и уровня правовой грамотности населения в целом, мы и должны исходить при обсуждении этих поправок, заглядывая чуть выше — за горизонт частных интересов, оценивая необходимость этих изменений в ракурсе их всеобъемлющего влияния на правовую систему государства.

Беркамалов Серик Нуртазаевич

 Член Президиума Палаты юридических консультантов города Нур-Султан

  Председатель филиала РОО «Казахстанский союз юристов» в г. Нур-Султан

Почетный юрист Казахстана