Правовой нигилизм или привычка не думать

post_img_default

Понятие «нигилизм» следовало бы определить, в первую очередь, как проявление отсутствия сущностного понимания человеком хода вещей в реальной действительности.

Обоснование этой нашей позиции можно найти в суждениях П.Я. Чаадаева по поводу выступления декабристов на Сенатской площади 1825 года, высказанные им в письме И.Д.Якушкину 2 мая 1836 года. В своем письме к другу он говорит: «Я много размышлял о России с тех пор, как роковое потрясение так разбросало нас в пространстве, и я теперь ни в чем не убежден так твердо, как в том, что народу нашему не хватает, прежде всего, глубины. Мы прожили века так, или почти так, как и другие, но мы никогда не размышляли, никогда не были движимы какой-либо идеей; и вот почему вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми между трубкой и стаканом вина».

Под «роковым потрясением» П.Я.Чаадаев имел ввиду декабрьское выступление на Сенатской площади, и последствия этого события привели его к твердому убеждению об отсутствии в обществе культуры глубинного проникновения в сути вещей.

О необходимости думать и доходить до сути вещей, явлений говорил и Абай. Он писал, что обыватель вообщем-то не утруждает себя поиском ни глубокой мысли, ни науки. По его мнению, познать истину и веру возможно, только неустанно следуя по пути постоянного размышления.

Путь есть преодоление препятствиий, чтобы их одолеть нужна привычка думать и побеждать. Франсуа Рене де Шатобриану принадлежат следующие слова: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке».

Слово «думать» — заимствование из готского  «domjan» – судить. Как правило, прежде чем судить, обязан ты понять, то есть знать, и только знание дает возможность рассуждать.

В английском языке модальный глагол «сan» (мочь) выражает не само действие, а отношение к нему. Цель глагола — выразить физическую и умственную способность человека. Исследователь истории английского языка Б.А. Ильиш указывает, что значение «могу» производно из значения «научился».

Поэтому, для того, чтобы у человека была привычка «думать», необходимо ее формировать, учить и воспитывать в человеке умение думать глубоко.

 

Методика воспитания в себе привычки «глубоко думать» содержится в «Пятнадцатом слове» Абая. Он предлагает: «Если хочешь быть среди разумных людей, то хоть один раз в день, либо в неделю раз, или через месяц потребуй от самого себя ответа на вопрос, как ты проводишь свою жизнь – провел ли их ты в праведных деяниях, с пользой ли для науки, для души и благ земного мира, чтобы не сожалеть об этом в будущем? Быть может, так, что ты и сам не ведаешь, как она (жизнь ) прожита»?

Как видно, всё очень просто и прагматично: организация, отчёт, анализ действий и желаний.

Будь ты отдельным индивидом или целой системой — всё равно закон бытия один. Держи ответ перед самим собой за свою жизнь, если разумно организуешь ее, жить будешь в добре и по совести, будешь равным пред законом и судом. Слова Абая всегда современны и актуальны, его суждения об ответственности человека за свою судьбу можно применить и к судебной системе.

Об этом устами графа Дитриха сказано в романе Готфрида Келлера «Зеленый Генрих»: «Разумеется, судебное дело и все связанное с ним я бы оставил на долю ученых юристов. Главное, нужно знать, когда и где надлежит дать слово юристам, нужно обеспечить им почет и всеобщее уважение, если сами они высоко держат знамя законности и не судят по мертвой букве закона, нанося вред своему народу».

Значение понятия «нигилист» в казахском языке передается словом «көзқаман». Это слово историческое, берущее начало с V века, и оно засвидетельствано в эпосе «Манас» как «көзкөмен» — термин, примененный в отношении лиц, которые, нарушая единство киргизского народа, покушались на жизнь Манаса по указанию врага. «Көзқамандық» значит смотреть на национальные интересы своего народа глазами чужака, причинять вред своему народу, становиться на пути его развития. Именно, подобную мысль высказывал и П.Я.Чаадаев в своем письме от 1836 года.

Обратимся к памятникам Орхоно-Енисейских тюркских рун. Они свидетельстуют о том, что Билге каһан действовал, исходя из интересов социального и правового единства народа, провозгласив основной принцип государственного деятеля: «Не делить народ на огонь и воду».

История полна примеров, когда верховная власть и гражданское общество проявляли правовой нигилизм, ставящий под удар будущее страны.

Так, в истории судопроизводства А.Ф.Кони описывает событие, когда присяжными заседателями рассматривалось дело В.Засулич. Согласно фактам, 13 июля 1877 года градоначальник Санкт- Петербурга генерал-адътант Ф.Трепов с согласия министра юстици Палена неправомерно приказал высечь Боголюбова. Весть о грубом насилии, произведенном над личностью, дошла до общества, и газеты заговорили об этом незаконном поведении власти.

24 января 1878 года В.Засулич произвела самосуд над Треповым, выстрелив в него из револьвера-бульдог. По счастливому стечению обстоятельств, Трепов остался жив, В.Засулич арестовали и предали суду. Тридцать первого марта 1878 года суд присяжных опрадал В.Засулич и освобдил ее из-под стражи.

Печатное слово стало на защиту такого решения, заявив, что приговор 12 присяжных «быть может, и неправилен юридически, но верен нравственнному чутью; он не согласен с мертвой буквой закона, но в нем звучит голос житейской правды; общество ему не может отказать в сочувствии и caveant consules (консулам быть на страже)».

Ведь, при этом никто не отдавал отчёта в том, что в недалеком будущем свист кнута и аплодисменты присяжым превратятся в орудийные залпы гражданской войны.

Дело Засулич наглядно показало губительные последствия правового нигилизма, как результат отсутствия здравомыслия как у правящих так и у поданных государства.

Следовательно, правовому нигилизму можно противопоставить лишь умение глубоко думать.

Судья

Карагандинского областного суда

Азбанбаев Марат Акторгаевич